Эвенкийский муниципальный район
Красноярский край

Условия плавания во время ледостава

Как правило, маломерные суда заканчивают навигацию до появления на воде «сала», «заберегов», «шуги», тем более до ледостава. Тем не менее, несколько рекомендаций судоводителям, которым в силу каких-то веских причин придется осуществлять плавание в условиях ледостава. Судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом, иметь дополнительно шнур (линь или трос) достаточной длины. На судне должно быть несколько человек, вооруженных баграми (отпорными крюками) или шестами, с надетыми на себя средствами индивидуального спасения (спасжилеты, нагрудники). Судоводитель должен знать, что шуга и донный лед сильно затрудняют движение судна и делают практически невозможным применение двигателей из-за опасности повредить винты и, кроме того, проблемным становится вопрос охлаждения двигателей из-за постоянного забивания приемных забортных отверстий системы охлаждения. Плывущие льдины, даже небольшие, но всегда крепкие, имеющие подводные острые края, особо опасны для судов с деревянным корпусом, но и легко могут пробить металлический. Особенно опасны они на реках с достаточно быстрым течением. Для своевременного отвода таких льдин от корпуса выставляются в носовой части судна люди с баграми и шестами. При необходимости форсирования доступного льда судоводитель должен быть особо осторожен, оценить возможность такой операции, входить  в лед под прямым углом к его кромке предельно малым ходом, предварительно погасив инерцию судна. В дальнейшем скорость можно увеличить до допустимой в данной обстановке, использовать при движении разводья, полыньи, промоины.

При плавании в штормовых условиях судоводитель может встретится с такими опасными явлениями, как резонансная бортовая качка, временное понижение поперечной остойчивости судна и слеминг. Резонансная бортовая качка наблюдается в случаях, когда период свободной бортовой качки судна совпадает с периодом волны, явление понижения поперечной остойчивости возможно при нахождении судна на вершине гребня волны (длительное пребывание на гребне может привести к опрокидыванию судна), слеминг -тяжелые удары волн в носовую оконечность судна имеет место при неблагоприятных сочетаниях курса, скорости судна и длины волны (особо опасен слеминг при равенстве длины волны и судна). С учетом вышесказанного судоводителю рекомендуется в этих условиях подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» штормовой волны. Поворот на новый курс в штормовых условиях, как показывает опыт, является одним из самых сложных и опасных элементов плавания, поэтому при маневрировании следует перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты. Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учетом попутного волнения, чтобы избежать оголения винтов, сильных ударов в транец и возможного заливания двигателя. Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, чтобы увереннее пересечь противное обоюдное воздействие волны и ветра, причем, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 25-30 градусов), перекладывая руль на большой угол.               

Управление любым транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения категорически запрещено. Еще раз просим вас соблюдать правила безопасного поведения на воде, беречь свою жизнь и здоровье.

Туринский инспекторский участок

Центра ГУ ГИМС МЧС России по

Красноярскому краю                                                                                                                        24.10.23 г.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie