Эвенкийский муниципальный район
Красноярский край

Весенний лед опасен

Закончились в Эвенкии трескучие морозы, перестали действовать последние ледовые переправы на реках, а так привыкшие за зиму к рыбалке со льда рыбаки, никак не хотят с него уходить. Выезжают на автотранспорте под запрещающие знаки, оставляя свои автомобили на закрытых для проезда переправах.

В это время ловить, конечно, приятно. Солнышко светит и пригревает, рукавицы не нужны, можно и шапку снять, и даже теплую куртку. Вода в лунках не замерзает, их не заносит снегом, а если нашел подходящее место, поклевок ждать не приходится – только забрасывай. В общем, сплошное удовольствие. Поэтому многие жители наших поселков стремятся на лед, что называется до последнего. Такая неуемная страсть к рыбалке по последнему льду часто заканчивается очень печально.

Весной на льду скапливается талая вода, и прочность его достаточно быстро меняется, солнце греет уже непосредственно лед. Причем тает он с двух сторон, поскольку вода внизу тоже теплее льда.         Это только кажется, что ледяной покров – монолитный пласт. На самом же деле он весь в трещинах и представляет собой мозаику состыкованных друг с другом кусков льда и может в любой момент развалиться под тяжестью груза. Если вы с машиной провалились под лед:

  1. Некоторое время машина может держаться на плаву и у вас есть несколько секунд, чтобы из нее выскочить.
  2. Если вы не успели покинуть автомобиль, и он погрузился под воду, не открывайте двери, так как тут же вода хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться.
  3. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Есть возможность оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавиться от лишней одежды, мысленно представить себе путь наверх.
  4. Выбирайтесь через дверь или окно (если сможете - через опущенное стекло), протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу, подтянитесь, а затем резко плывите вверх. Выбирайтесь наружу, когда машина наполнится водой наполовину, так как если резко распахнуть дверь и попытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток воды, идущий в салон. Выбравшись из машины, имейте в виду, что у вас есть 30-40 секунд для всплытия.

Хорошенько подумайте, прежде чем выезжать на неокрепший лед, стоит ли рисковать своей жизнью и жизнью свих пассажиров, когда счет идет на секунды.

При выборе пешего пути по льду водоема надо учитывать, что он по своей структуре неоднороден. Например, на быстрых реках в местах сужений, у крутых берегов лед часто представляет собой несколько тонких корочек, разделенных слоями воздуха. У берегов такие «воздушные пузыри» могут достигать значительных размеров. Поэтому при спуске на лед и выходе на берег следует соблюдать особую осторожность.

Идти по льду следует осторожно, скользящим шагом, поодиночке, сохраняя интервал между людьми не менее 5 м, прощупывая и простукивая лед палкой. Практика показывает, что лед довольно редко проламывается мгновенно. Обычно пролому предшествует треск, проседание льда, изменение его внешнего вида, может выступить вода. Поэтому при появлении таких признаков лучше сразу вернуться назад. Возвращаться в этих случаях допустимо только по собственным следам, не отрывая ног  от поверхности льда. Это самый безопасный путь. При проламывании льда необходимо быстро освободиться от рюкзака, лечь на живот, широко раскинув руки, и  выползти из опасной зоны.

Если вы провалились под лед, нужно избавиться от всех тяжелых вещей и, удерживаясь на поверхности, постараться выползти на крепкий лед. Проще всего это сделать, втыкая в лед какой-нибудь острый предмет, например нож. Из узкой полыньи надо «выкручиваться», перекатываясь с живота на спину и одновременно выползая на лед. В большой полынье взбираться на лед надо в том месте, где произошло падение. В реках с сильным течением надо стараться избегать навальной стороны (куда уходит вода), чтобы не оказаться втянутым под лед. Как бы ни было сложно, выбираться из полыньи следует против течения или сбоку. Самое главное в такой момент сохранять спокойствие и хладнокровие. Даже плохо плавающий человек может некоторое время удерживаться на поверхности воды, за счет воздушной подушки образовавшейся под одеждой. И лишь по мере намокания одежды человек теряет дополнительную плавучесть. Этого времени обычно хватает, чтобы выбраться из полыньи. При этом следует помнить, что наиболее продуктивны первые минуты пребывания в холодной воде, пока еще не намокла одежда, не замерзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие.

Если на ваших глазах провалился на льду человек, немедленно крикните, что идете на помощь. Когда спасатель действует в одиночку, то приближаться к провалившемуся под лед человеку целесообразней ногами, втыкая острые предметы в поверхность льда. Если тянуть к потерпевшему руки, то он может стащить за них не имеющего опоры спасателя в воду. После того как пострадавший ухватиться за ногу или за поданную ему веревку, надо, опираясь на импровизированные ледорубы, отползать от полыньи.       В идеальной ситуации, не доползая до полыньи, пострадавшему нужно протянуть спасательную лестницу (с веревочной петлей) длиной 8 м, шириной 50-60 см, спасательный шест (тоже с петлей), «конец Александрова» и т.д. К сожалению идеальных экстремальных ситуаций не бывает.

Поэтому надо вспомнить один из законов школы выживания: у каждого предмета, кроме качеств, для которых он создан, есть множество других – в том числе и свойства инструмента защиты. Ремни или шарфы, любая доска или жердь, санки, лыжи помогут спасти человека. Бросать связанные ремни или шарфы, доски надо за 3-4 м, подползать к самой полынье недопустимо.

Лучше, если вы не один. Тогда двое-трое людей, взяв друг друга за ноги, ложатся на лед цепочкой и двигаются к пролому. Действовать все это время надо решительно и скоро: пострадавший быстро коченеет в ледяной воде, намокшая одежда тянет его вниз.

Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лед и ползком выбраться из опасной зоны, затем его надо укрыть от ветра, как можно быстрее доставить в теплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем.

На реках любителям подледного лова многолетний опыт не самых удачливых рыбаков диктует обязательные правила:

- не пробивать рядом много лунок;

- не собираться большими группами в одном месте;

- нельзя пробивать лунки на переправах;

- не стоит ловить рыбу у промоин, какой бы клев там ни был;

- надо всегда иметь под рукой прочную веревку длиной 12-15 м.

            Заранее посмотрите, нет ли подозрительных мест:

  1. лед может быть непрочным около стока вод;
  2. тонкий и рыхлый лед вблизи кустов, камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед;
  3. следует обойти площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лед всегда тоньше;
  4. тонкий лед и там, где бьют ключи, где быстрое течение или впадает в реку ручей;

Туринский инспекторский участок

Центра ГИМС ГУ МЧС России по

Красноярскому краю                                                                       27 апреля 2024

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie